Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям

Разделы
  "Конкуренция и её особенности в Российской экономике"

  1. Посмотреть курсовые и дипломные работы
  2. Цены
  3. Заказать
  4. Забрать товар в хранилище

Обновление: 14-06-2003

 
Число страниц: 103
Дата сдачи: 2003 год
Источники: библиотека (без интернета)
350 $*
Купить сейчас!
*возможен торг

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ..........................................................................................................3
1.КОНКУРЕНЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКОВ..........................8
1.1. Эволюция теоретических взглядов на сущность и содержание конкуренции 8
1.2. Теоретические модели конкуренции.............................................................15
1.3. Роль и значение конкуренции в рыночной экономике...................................27


2. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.............................................................................................................38
2.1. Создание конкурентной среды в российской экономике...............................38
2.2. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность.................................48
2.3. Разработка и реализация конкурентных стратегий фирмы.............................68
3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ.79


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................91
Список использованных источников:................................................................... 95
Приложения........................................................................................................ 99

ВЫРЕЗКИ ИЗ ДИПЛОМНОЙ

1)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
..... ной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конку-ренции и чистой монополии (см. приложения, табл. 1). Данные модели и в настоящее время являются отправной точкой в исследовании конкуренции и конкурентных преимуществ, так как еще нельзя говорить о сформировав-шейся теории конкуренции.
В самом общем виде конкуренция (от лат. Concurrentia - сталкиваться) - это соперничество, борьба за достижение наилучших результатов среди продавцов (производителей) или покупателей (потребителей).
Среди продавцов соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих товаров, специальных мерах по продвижению их на рынок.
Среди покупателей соперничество может принять характер поиска бо-лее выгодных (во всех отношениях) поставщиков, стремление получить це-новые скидки, попыток подкупа должностных лиц, представляющих интере-сы контрагентов и т.д.
Однако свести определение конкуренции только лишь к соперничеству было бы неправильно, т.к. в современном понимании термин "соперничест-во" относится к действительному поведению, а термин "конкуренция" отно-сится к определяющей строение модели рынка, используемой для предска-зания поведения на определенном рынке.
Различение конкуренции и соперничества могло возникнуть лишь с появлением и развитием теории строения рынка.
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Это определение имеет ряд важных моментов для понимания сущности конкуренции:
1) Речь идет о рыночной конкуренции, т.е. о непосредственном взаимодейст-вии фирм на рынке;
2) Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы враждовать друг с дру-гом, т.к. если спрос удовлетворен товарами (услугами) одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию;
3) Рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рын-ка, т.к. одним из распространенных приемов маркетинга, к которым при-бегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других фирм сегменты рынка.
Таким образом, конкуренция, с одной стороны, - это экономическая со-стязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо дея-тельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяй-ствования, получение максимальной прибыли.
С другой стороны, конкуренция - элемент рыночного механизма, обес-печивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Так, поведение фирм на рынке современной конкуренции не содержит никаких признаков соперниче-ства, тогда как поведение субъектов олигополистического рынка характери-зуется прежде всего соперничеством.

1.2. Теоретические модели конкуренции
Конкуренция определяется теми пределами, в рамках которых отдель-ные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на ус-ловия реализации своей продукции. Чем меньше отдельные фирмы оказыва-ют влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конку-рентным считается рынок.
Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма практически не оказывает никакого влияния на рынок. Та....
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

2)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
В решении проблем конкурентоспособности ключевую роль должен играть отечественный бизнес. В конечном итоге, на рынках конкурируют не столько государства, сколько конкретные предприятия и фирмы. Необходи-мо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процесс.
Ни одна фирма не может достичь конкурентных преимуществ по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходимы выбор приоритетов и выработки стратегии, в наиболь-шей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны своей деятельности.
Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и во-плотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует, только стратегия, со-гласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которым обладает конкретная фирма, может принести успех.
Выбор конкурентной стратегии определяет два главных момента. Пер-вый - структура отрасли, в которой действует фирма. Конкуренция в различ-ных отраслях сильно различается, и вероятность долговременного получения прибыли в различных отраслях неодинакова.
Второй главный момент - это позиция, которую фирма занимает в пре-делах отрасли. Некоторые позиции более выгодны, чем другие, вне зависи-мости от средней прибыльности отрасли как таковой.
Каждый из этих моментов сам по себе недостаточен для выбора страте-гии. Так, фирма в очень прибыльной отрасли может не получить большой прибыли, если неправильно выберет позицию в ней.
Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем пони-мании структуры отрасли и процесса ее изменения.
В любой отрасли экономики - неважно, действует ли она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пя-тью силами:
1) угрозой появления новых конкурентов;
2) угрозой появления товаров или услуг - заменителей;
3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговать-ся;
4) способностью покупателей торговаться;
5) соперничеством реально действующих конкурентов между собой.
Значительное каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли, но в целом они предопределяют в конечном счете прибыльность отраслей, потому что влияют на цены, которые могут диктовать фирмы; на расходы которые им приходится нести, а также и на размеры капиталовложений.
Фирмы должны не только реагировать на изменения структуры отрас-ли и пытаться самим изменить ее в свою пользу, но и правильно выбрать по-зицию в пределах отрасли. Оптимальная позиция в отрасли, занятая фирмой, определяет ее конкурентное преимущество. В конечном счете, фирма обхо-дит своих сотрудников, если имеет прочное конкурентное преимущество.
Обобщение теории и практики конкуренции позволяет выделить пять базовых стратегий конкуренции:
1) превращение в изготовителя с самыми низкими издержками (стратегия лидерства в снижении затрат);
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

3)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Список использованных источников:
1. Закон РСФСР "О конкуренции ограничении монополистической дея-тельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г., с изменениями и дополнениями на июль 1992 г. //Собрание законодательства. 1992. №7
2. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на то-варных рынках" от 21 апреля 1995 г. //Собрание законодательства. 1997. №9
3. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М., 2000.
4. Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. М., 1965.
5. Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном регулиро-вании естественных монополий // Общество и экономика. 2002. №1.
6. Вахрушев И.В. Конкурента знать в лицо // ЭКО. 1999, №4, с.118
7. Вигдорчик Е.А., Нещадин А.А. Трудный поиск конкурентных страте-гий // ЭКО. 1998, №10
8. ВороновА.А. Конкуренция и проблемы ее становления в России в кон-це 1990-х годов // Экономика. Управление. Право. 2000. №4.
9. Галица И. Организация искусственной конкуренции как метод стиму-лирования экономики // Общество и экономика. 2001. №2.
10. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб, 1998.
11. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособ-ность в микро-, мезо- и макро- уровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. №3.
12. Глисин Ф. О конкуренции на рынках промышленной продукции в 1999-2000 г.г. // Экономист. 2001. №4.
13. Горькова Т., Шаповалов Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпри-нимательстве // Экономист. 1999. №6.
14. Даурова Т.Г. Конкурентная политика России // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. №3.
15. Евсеенко А.В., Некрасовский К.В. Управление конкуренцией как фор-мирование рыночной экономики // ЭКО. 1997. №9.
16. Жигун Л. Концепция синтеза ценовой и неценовой конкуренции // Маркетинг. 2001. №2.
17. Жильцов Д. Проблема конкуренции // Диалог. 2001. №2
18. Зимаков А. Две модели конкурентной политики // Общество и эконо-мика. 2000. №5-6.
19. Зулькарнаев И. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. №4.
20. История экономических учений / Под ред. Автономова В. Д. М, 2001
21. История экономических учений / Под ред. Шмарловской Г.А. М., 2001
22. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М., 2001
23. Козырин А.Н. Конкуренция на международных рынках и антидемпин-говое регулирование. М., 1999.
24. Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России // Мировая экономика и международные отношения. 2001. №3.
25. Конкуренция и антимонопольное регулирование. Под ред. Цыганова А.Г. М., 1999.
26. Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановый макроэко-номический анализ. М.,2000
27. Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Эко-номист. 1997, №1.
28. Коробов Ю.И. Теория и практика конкуренции. Саратов, 1996
29. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1991
30. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. СПб., 2000.
31. Кузнецов С. Роль и значение конкурентоспособности товаров в нацио-нальной экономике // Современные аспекты экономики. 2003. №3.
32. Лебедев Е.И. Конкурентоспособность инновационных товаров // Пи-щевая промышленность. 2003. №1
33. Липсиц И., Нещадин А., Эйкельпаш А. Конкурентная стратегия фирмы // Вопросы экономики. 1998. №9.
34. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности това-ров и услуг. М., 2001
35. Макконел Р., Брю С. Экономикс. М., 1997
36. Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия // Вопросы экономики. 1999. №10.
37. Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Ростов-на-Дону, 2001.
38. Маркс.К. Капитал. М., 1975.
39. Маршалл А. Принципы экономической науки М., 1991.
40. Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преиму-ществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2002. №12.
41. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995.
42. Поповская Е.В., Розанова Н.М., Цепина Л.П. Оценки монополизации российской экономики // Проблемы прогнозирования. 1999. №2
43. Портер М. Международная конкуренция. М.,1993
44. Программа дисциплины "Корпоративный менеджмент". М., 1998.
45. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986.
46. Розанова Н.М. Общая характеристика конкуренции и монополии в рос-сийской экономике // Вопросы статистики. 1998. №5.
47. Розанова Н.М. Ценовые и неценовые ограничения деятельности фирмы в современной рыночной экономике. // Проблемы прогнозирования, 2002. №12.
48. Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. М., 1999
49. Рябова Т.Ф., Филатов О.К. Проблемы конкуренции предприятий: стра-тегия и тактика. М., 1999.
50. Сафулин В. Взаимные связи конкурентоспособности, качества и цены // Современные аспекты экономики. 2003. №1
51. Саркисянц А. О роли банков в экономике // Вопросы экономики. 2003. №3.
52. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. 2000. №4.
53. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М., 1997.
54. Сабецкая Г.Р. Система показателей конкурентоспособности потреби-тельских товаров // ЭКО. 2000. №4.
55. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.,2000.
56. Цыгичко А. Высокая цена конкурентоспособности // Экономист. 2003. №1.
57. Чеканский А.Н., Фролова Н.А. Теория спроса, предложения и рыноч-ных структур. М., 1999
58. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1996
59. Шереги Ф.Э. Конкуренция на российском рынке // Маркетинг и марке-тинговые исследования в России. 1996. №3.
60. Шмелев А.Г. Продуктивная партнерская конкуренция. М.,1998.
61. Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №8.
62. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1998
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Купить сейчас!

 


 
   
 

Сайт управляется системой uCoz